Выгорает ли матрица фотоаппарата со временем?
Выгорает ли матрица фотоаппарата при его долгом использовании?
В этой заметке речь пойдет не о том, что будет с матрицей, если ее направить на полчаса на солнце или несколько секунд светить в нее лазером мощностью 200 милливатт. Очевидно, что в первом случае она очень сильно нагреется, что может привести к ее быстрой деградации и появлению "горячих" пикселей, во втором случае, она выйдет из строя прямо у вас на глазах.
Выгорает ли матрица фотоаппарата?
Вопрос в другом: многие, в том числе и профессиональные фотографы верят в миф, что матрица у зеркалок со временем портится, цвета тускнеют, снижается динамический диапазон (хотя большинство фотографов вообще не знают, что это такое) и что от зеркалки с пробегом 200 000 надо быстрее избавляться, потому что она уже не торт.
Собственно, меня эти заблуждения всегда только забавляли и не особо волновали, но как-то недавно мне моя знакомая (фотограф) вновь озвучила эту страшную болезнь зеркалок - выгорание матрицы. Я поинтересовался, откуда она это знает, на что она сказала, что ей это поведал продавец в фотомагазине (тоже фотограф). И ладно бы это был супермаркет, где продавцы имеют весьма отдаленное представление касательно технических процессов в фотографии. Но это специализированный магазин фототехники (у нас в городе их всего 2, но какой именно я писать не буду). А сказали этой девочке так, потому что она принесла свой Nikon D600, которому уже больше 2-х лет с жалобами, что на картинке появились дефекты изображения:
- А какой пробег у него?
- Ну под 100 000 уже.
- Так а что вы хотели, матрица уже выгорает.
Такого бреда я не ожидал услышать. Дальше знакомым фотографам лучше покинуть эту страницу, потому что некоторые предложения им могут не понравиться)))
Итак, предположим, что вы сделали 200 000 снимков. Среднее время выдержки примерно 1/200 секунды. (Хотя на самом деле, оно еще меньше, т.к. на улице днем снимают на диафрагмах F1.4 - F2.8 и шаттере 1/2000 - 1/8000. Но мы возьмем самый нереальный вариант - фотограф снимает только ночью в клубе со вспышкой)
Итак, сделав 200 000 фото на средней выдержке 1/200 получается, что свет падал на матрицу 1000 секунд. Это меньше 17 минут. Т.е. на основании логики "выгорания" матрицы, включив Live View или снимая видео, ровно через 17 минут ваша матрица начнет выгорать, цвета тускнеть, контрастность падать. Тогда каким образом миллионы людей, и я в том числе, снимают ЧАСАМИ видео на зеркалки в течение нескольких лет и никаких проблем с матрицей не происходит? На современных фотоаппаратах она даже не перегревается от непрерывной съемки в течение многих часов!
Вот вам и ответ: матрица не "выгорает" от долгого использования. Если у вас дефекты изображения после длительного общения с фотоаппаратом - то вам просто нужно сдать матрицу на чистку.
А теперь, собственно, хочу перейти к главной части этой заметки: почему люди верят в такую чушь? И не простые люди, а фотографы, профессиональные фотографы. Итак, для начала, следует задать вопрос: почему современные фотографы вообще не шарят в том, как работает фотоаппарат на котором они зарабатывают деньги? Почему любой видеограф знает про DSLR в 10 раз больше фотографа? Я не хочу тут разводить писанину на тему, что сложнее - делать видео или снимать фото, это и так очевидно.
Но вот почему любой человек, который освоил режим "M" на фотоаппарате, автоматически причисляется к рангу профессиональных фотографов и считает, что ему больше знать ничего не нужно? Я в 11 лет уже снимал на отцовский "Зенит" и знал, что такое экспонометр. Получается я тогда уже был профессиональным фотографом.
Итак, сколько фотографов из числа ваших знакомых знает ответы на простейшие вопросы о фототехнике:
- Что такое динамический диапазон, в чем он измеряется и как зависит от плотности пикселей на матрице?
- Что такое муар и алиасинг и зачем в некоторых фотоаппаратах стоит оптический фильтр низких частот (Canon 5Ds, Nikon D800), а в некоторых не стоит (Canon 5Ds R, Nikon D800E) и как он влияет на изображение?
- Что такое бандинг и чем 12-битный RAW отличается от 14-битного?
- Что такое Rolling Shutter?
- Кто-то знает, что такое "Native ISO" и насколько радикально зависит динамический диапазон фото от значения светочувствительности?
- Что значит, что стабилизатор объектива компенсирует 4 стопа экспозиции?
- Много ли владельцев Nikon знают, что могут поменять фокусировочный экран и понимают ли они, что это вообще такое?
- Почему в режиме Live View не может работать обычная система автофокуса и нужно ставить дополнительные датчики фокуса прямо на матрицу?
Это абсолютно несложные вопросы, ответы на которые знает практически любой видеограф. Но не знает практически любой фотограф).
Заметьте, здесь нет вопросов про EOS iTR и EOS iSA, нет и о том, чем матрицы с обратной засветкой засветкой лучше обычных КМОП, никто даже не просит расшифровать этот КМОП (CMOS). Нет вопросов про систему экспозамера из 150 000 RGB датчиков, которые объединяется в 252-зонный TTL экспозамер, и чем крестообразный датчик автофокуса лучше обычного, и какие из них могут работать с диафрагмами меньше F2.8, а какие не могут?
Разумеется, чтобы снимать фотографии, можно всего этого и не знать. И продолжать считать, что матрица со временем выгорает. Более того, если человек зарабатывает только фотографией - то он уже автоматически является "профессионалом", потому что это, как не крути, его профессия. Кто-то может сказать, что для того, чтобы делать крутые фотки, все это можно и не знать. Это правда, миллиарды людей на планете вообще в школе не учились и как-то же живут.
Но вот вам один пример: зависимость динамического диапазона Canon 5D Mark III и Nikon D800 от значения ISO.
Теперь вам понятно, почему у Nikon из RAW тени тянутся на "ура", а у Canon это выглядит как грязная каша? Все дело в дополнительных 2-х стопах динамического диапазона. Наверное, вы также замечали, что на больших ISO картинка выглядит более плоской? Теперь вы, хотя бы, будете знать почему. А ведь это непосредственно влияет на качество картинки.
Так, может, лучше немного разобраться, как, все-таки, работает фотоаппарат?