Мастер-классы? Воркшопы? Полезны или нет?
Вся правда о мастер-классах, воркшопах и семинарах.
Свадебный сервис Wedforce
Привет, дорогие друзья!
Сегодня в очередной раз затронем свадебную индустрию – одну из ваших любимых тем. И на этот раз поговорим о всевозможных мастер-классах, воркшопах, семинарах, а также любых других мероприятиях, за участие в которых вам предлагают заплатить деньги.
Сегодня я отвечу на следующие вопросы:
- Есть ли смысл посещать такие «event»'ы если вы начинающий фотограф/видеограф?
- Тот же вопрос, но если вы уже не первый год на рынке и, в принципе, все уже и так знаете и умеете.
- Сколько может стоить семинар и как реально оценить соответствие его полезности к его стоимости?
- Что лучше: воркшоп или семинар, чем они отличаются и на что целесообразнее записываться начинающему фотографу или видеографу?
- Почему мы рассматриваем именно свадебные мероприятия? Есть ведь воркшопы и по съемке тех же лавстори?
- Как понять к какому именно «мастеру» нужно записаться?
Ну и конечно же расскажу про переоцененных звезд этого инфобизнеса, а также о том, что реально могут дать эти встречи. И поверьте мне, передача опыта на них совсем не главное.
Итак, если вы думали, что я сразу начну хейтить все вышеперечисленные события, то вы ошиблись. Мастер-классы бывают как полезные, так и абсолютно бесполезные (это гораздо чаще). Чтобы не выбросить деньги на ветер, вам нужно постоянно задавать себе простые вопросы и честно на них отвечать. Для чего вы идете на тот или иной МК и что именно вы хотите получить?
Для начала расскажу чем именно отличается классический МК от классического воркшопа.
Мастер-класс несет в себе несколько аспектов и, в первую очередь, ставит целью передачу вам определенных знаний, которые вы можете трансформировать в собственные навыки в том числе. Это могут быть знания по работе с клиентом, по правильному позиционированию себя на рынке в ценовом сегменте. Это могут быть советы по подбору используемого оборудования. Если мы говорим о свадебной видеосъемке – техники многокамерной съемки и монтажа, работы со звуком, приемы непосредственно построения кадра и движения в кадре. Это применение цветокоррекции и настройки аппаратуры. И вишенкой на торте уже как раз является съемка с живыми моделями. Но, как правило, снимает именно тот, кто ведет МК. Он же и объясяняет почему он так снимает. Конечно, иногда вы и сами можете что-то поснимать, но практики определенно будет недостаточно.
Бывает, что МК проходят в несколько дней. Т.е. первый день теория, а потом день или два – практика. Т.е., по факту, у нас день МК и день-два воркшопа.
Воркшоп. Что же это такое? В Интернете можно найти определение: обучающее мероприятие (наравне с семинарами, курсами, мастерскими), на котором участники получают знания самостоятельно.
Как это выглядит на практике? Собираются, к примеру, 10-20 человек. Ведущий дает установку и вводную о том, что именно будем сегодня снимать. А дальше, начинается непосредственно съемка, при которой «мастер» комментирует свои действия (а иногда забивает и на это). Т.е. вы смотрите на то, как и что делает профессионал. Теории может не быть вовсе. «Смотри на меня и делай, как я!». Как вы помните, я говорил, что МК побуждают вас вырабатывать свои навыки на основе полученных знаний. Воркшопы учат перенимать навыки, не вдаваясь в смысл: а почему именно лучше так, а не иначе? Иногда на воркшопах вообще не бывает ведущего. Т.е. вам предоставляют моделей, декор, помещения, а дальше вы вольны снимать все, что вам заблагорассудится. Как правило, на таких мероприятиях есть люди, которые следят, чтобы у всех было примерно одинаковое количество времени на съемку. Иногда воркшопы несут определенную образовательную функцию, если это не лень делать тому, кому вы заплатили деньги.
Какая польза от воркшопов? Вы можете сделать себе портфолио, если вы новичок. Обычно на мастер-классах недостаточно времени на работу с парой. На грамотно организованном (в плане тайминга) воркшопе проблем с этим нет. Вы сможете снять полноценное видео на 2-3 минуты. С красивыми моделями, с красивым декором. И с правом на ошибку. И часто даже у вполне востребованных фотографов и видеографов в портфолио можно найти съемки с воркшопов.
Вот недавно мой друг провел целую неделю на воркшопе. Вдумайтесь, на протяжении 5 или 6 дней они снимали в разных уголках Крыма с разными парами, а потом еще отдельно снимали девушек моделей. Жили в гостевых номерах, ели, пили, их возили на машинах, и все это удовольствие стоило в районе 45 000 рублей. Много ребят было из других регионов России. И на мой взгляд, это очень полезно начинающему видеографу. По факту, вы можете сделать себе отличное портфолио с разными модельными парами всего за одну неделю! А ведь бывает, что и за целый год может не набраться 3 свадебных пар, свадьбы которых не стыдно выложить в портфолио.
На самом деле, не буду этого скрывать, после хорошего мастер-класса вы испытываете большой эмоциональный и творческий подъем. Сейчас не представляет никакого труда промотивировать кого-то что-то сделать. Т.е. я могу прочитать брошюрку по психологии и несколько часов заряжать вам мотивирующие тезисы. Поможет ли это вам? Вряд ли. Вас это просто вдохновит в данную минуту. Но важен долговременный эффект. Кто участвовал в подобных мероприятиях, знает, что обычно эйфория заканчивается примерно через 4 дня, ну или неделю, и вы опять погружаетесь в рутину бесконечных съемок. Поэтому если у вас и так есть портфолио и вы не планируете научиться работать в новом для себя стиле, то походы на воркшопы будут вам полезны не более, чем походы в ночной клуб. Просто для настроения. А вот действительно хороший и насыщенный информацией МК может быть полезен не один год.
Наверное, никому не нужно объяснять, что фотографы и видеографы – это творческие люди. И очень немногие способны работать в затворничестве. Нам нужно внимание и поощрение. Причем, даже поощрение не так важно. Мы хотим быть услышанными. Мы хотим разговаривать на темы, которые нам важны и нас интересуют. Естественно, в нашей привычной среде нам не хватает общения с людьми, которые понимают, что мы делаем. Достаточно сложно дружески общаться с прямыми конкурентами, особенно в нынешнее время, когда люди, по большей части, очень малодушны и любую информацию, услышанную от вас, могут обратить вам же во вред.
Организаторы подобных мероприятий отлично это понимают и их главная задача (не для всех, но для многих) – просто собрать как можно больше людей из одной профессиональной среды и устроить вам комфортное общение и взаимодействие.
Например, я много раз просил девушек-фотографов описать свои впечатления от того или иного мастер-класса или воркшопа. Вы думаете они говорили о том, что они научились правильно ставить пару? Или о том, что они научились новым приемам обработки? Или о том, что после этого МК они стали больше зарабатывать, т.к. поняли правильную модель работы с клиентом?
НЕТ!
Большинство из них просто говорили, что это было круто, что им так все понравилось. Т.е. им понравилась сама атмосфера и настроение, которое царило на этом мероприятии. И в следующий раз они пойдут на мастер-класс этого же спикера, даже заранее зная, что ничего нового они там не услышат. В этом и парадокс инфобизнеса. Продавать не информацию, а эмоции и творческое настроение.
Вообще, любые мастер-классы можно условно разделить на 2 группы: это те, где вам дают реальные прикладные навыки и знания. Они могут быть не очень динамичными, но очень содержательными. И вторая группа МК – это самолюбование автора, рассказы каких-то придуманных историй и минимум знаний и полезной информации.
По факту, многие мастер-классы превращаются в какие-то бенефисы. Типа встречи с любимым блогером. Просто послушал и увидел вживую своего кумира. Информации получил ноль, зато зарядился эмоциями. Кстати, это может быть также очень полезным. Особенно в межсезонье, когда приходится обрабатывать старые съемки, а новые нельзя брать из-за плохой погоды.
Кстати, раньше было не то, что хорошим тоном, а чуть ли не обязательным условием любого приличного мастер-класса, раздавать слушателям «экшены», настройки цветокоррекции и т.п. Сейчас на большинстве мастер-классов сплошная говорильня.
При выборе того или иного мастер-класса или воркшопа люди часто руководствуются импульсом, а не логикой. На самом деле нужно ответить себе на несколько вопросов:
- На каком уровне я сейчас снимаю?
- Может ли повышение уровня и качества съемки увеличить мои доходы? Или повышать доходы вам лучше путем увеличения количества заказов?
- В каком стиле я сейчас снимаю? Отвечает ли мой стиль современным требованиям рынка?
- Хочу ли я совершенствоваться в этом стиле или хочу освоить новые стили съемки?
Почему я не провожу мастер-классов, а основной упор у меня сделан на индивидуальные консультации? Именно потому, что я своей целью ставлю ответить на все вопросы, которые мне задают. Т.е. у человека накопилось 30 вопросов. Конкретных вопросов на разные тематики. И я на все отвечу в меру своих знаний. Я не хочу брать деньги за воздух и просто за общение со мной. Я не испытываю нехватку внимания к своей персоне, т.к. у меня есть канал на YouTube и он мне все это компенсирует.
К сожалению, многие МК скатываются в полное дерьмо из-за непомерного ЧСВ их создателей. На них бывает не дается практически никакой полезной информации, а весь спич нацелен на поднятие вашей собственной самооценки и мотивировки вас как личности. Но что мешает вам смотреть сотни роликов на YouTube от куда более успешных предпринимателей на эту тему?
Теперь несколько слов о тех самых ЧСВ-шных фотографах/видеографах. Знаете, сейчас очень часто бывает, что «мастер» уже давно ничего толкового и интересного не снимает. Просто в свое время хорошо распиарившись на МК, он двигается еще несколько лет по накатанной дорожке и впаривает одно и то же каждые 2-3 месяца. И многие из тех, кто бывали раньше на его же МК, сейчас с недоумением смотрят на его работы и не понимают ради чего они туда ходили. Уровень этих фотографий, например, ниже чем их собственный текущий уровень. При этом у самого «мастера» прогресса за эти несколько лет вообще не произошло.
Также, для успешного впаривания МК, у любого «мастера» должен быть свой портфель различных достижений, которыми он вас и будет завлекать потратить деньги. Причем, большинство из них совершенно сомнительные и не имеют никакого веса. Ну вы в курсе, эти номинации «свои для своих». Сами замутили премию, сами ее раздали своим знакомым. Пиар ради пиара.
Некоторые провинциалы (Крым, по большому счету, тоже провинция, но, по крайней мере, с хорошим вкусом) любят рассказывать про свои дорогие свадьбы, на которых они якобы работали. С ценниками на фото или видео в 200-300 000 рублей. Но на самом деле все это, естественно полное вранье, и когда их просишь показать материалы с этих свадеб, то начинаются глупые отмазки в стиле "нам заплатили за конфиденциальность съемки".
За последний год я опросил около 14 своих знакомых об их впечатлениях о посещенных МК. Примерно 90% сказала, что они не узнали для себя ничего нового. Смысл в том, что позволить себе ходить на дорогостоящие МК новички не могут. А те, кто туда приходят, уже и так снимают и неплохо зарабатывают. И, естественно, удивить их какими-то новыми знаниями практически невозможно.
Но примерно процентов 30 сказали, что им все понравилось, даже не смотря на отсутствие получения новых знаний. Это подтверждает то, о чем я говорил: люди идут на МК не за знаниями, а за эмоциями и общением.
Итак, пришло время ответить на вопросы, прозвучавшие в самом начале:
- Если вы совсем начинающий видеограф, то вам определенно будет полезно посетить хотя бы один МК, но непременно тот, в котором будет свой воркшоп, обязательно в отдельный день. Тщательно изучите программу МК, отзывы реальных людей, а не те, что представлены на лэндинге, а также обязательно посмотрите уровень работ «мастера». Если есть сомнения в целесообразности – не тратьте зря деньги, тем более если их вы зарабатываете еще немного.
- Состоявшимся фотографам или видеографам, по большому счету, есть смысл посещать МК, только если стоит задача кардинально перейти на новый уровень съемки. Речь идет и о технической составляющей. Также если вы хотите перейти в новыйе стиль съемки, например, как 2 года назад все ломанулись в FineArt. Тогда смысл есть. Воркшопы же для опытных людей послужат только поводом эмоционально зарядиться и вдохновиться.
- Стоимость хороших МК с практикой, если мы говорим о съемке видео, может достигать нескольких десятков тысяч рублей. Если бы я делал очень детальный двухдневный МК – стоимость была бы именно такой. В районе 20 000 руб. Для фотографов цены гораздо ниже, т.к. элементарно не требуется даже привозить и показывать как работать с множеством оборудования. Кроме того, качественный свадебный фильм – это слаженная и хорошая работа минимум 2-3 человек непосредственно на самой съемкой и на посте. И в информационном плане объем теоретической части МК по видео в 4-5 раз больше, чем для фото.
- Ну а почему мы говорили сегодня именно о свадебных МК и воркшопах. Думаю, вам и так все понятно: свадьбы – основной источник дохода большинства людей в нашей профессии. К тому же съемка свадьбы – это своего рода универсальный продукт, который сочетает в себе как съемку репортажа, так и постановочную съемку, при этом в сжатом времени и не всегда в подходящих условиях для съемки. Поэтому если вы научитесь классно снимать свадьбы – вы можете снимать потом что угодно, ну кроме художественного кино, естественно.
В заключение скажу: если вам действительно не хватает знаний и понимания того, как именно что-то снимается, поищите вначале на YouTube. Это звучит банально, но с вероятностью 99% эта тема уже была разобрана и неоднократно. Особенно это касается фотосъемки и обработки фото. С видео дела обстоят сложнее, но только на этом канале за год его существования я рассказал о множестве тем, с которыми я бы мог года 3-4 гастролировать с МК по «всему союзу». Существует множество качественных каналов талантливых ребят на английском языке. Их нужно смотреть.
Что касается меня, то за всю свою жизнь я не был ни на одном МК или воркшопе. Но это, ровным счетом, ничего не означает. Просто мне это не нужно. Или пока не нужно.