Обзор кинообъектива Sirui Jupiter 35mm Macro T2. Тесты с Sony FX6 и Canon C70
Обзор кинообъектива Sirui 35mm Jupiter Macro T2. Тесты с Sony FX6 и Canon C70
Компания Sirui при производстве объективов пошла по довольно нетривиальному пути. Если большинство других производителей вначале занимались разработкой сферических объективов и лишь потом некоторые из них начинали делать анаморфы, то Sirui с анаморфотов как раз начала. Лично я даже не думал, что их потянет на сферическую оптику, с учетом того, что на этом рынке есть множество брендов, рынок давно сформировался и сделать что-то принципиально новое довольно сложно. Но в том то и суть, что все новое - это хорошо забытое старое и Sirui доказывает это.
Не так давно они выпустили линейку сферических объективов, носящих довольно знакомое нашему уху название «Юпитер». Всего представлены 4 объектива: 24 мм, 35мм, 50 мм со светосилой T2 и трансфокаторный 28-85 мм с постоянной светосилой T3.2. Объективы рассчитаны на работу с полнокадровыми камерами и, при этом, являются классической кинооптикой. Положение колец фокуса и диафрагмы унифицированы, ровно как вес и фронтальный диаметр.
Сегодня у меня на обзоре 35-ти миллиметровый объектив. Вместе с вами мы посмотрим на что он способен, и ответим на важный вопрос: нужно ли покупать относительно бюджетную кинооптику, или можно перекантоваться на фотообъективах.
|
w
Итак, для начала разберемся почему «Юпитер». Я слышал такую версию, что, мол, Sirui взяли за основу совковые объективы Юпитер и сделали на основе их оптической схемы новые. С новыми качественными линзами, новым механизмом и так далее. То есть за основу была взята только оптическая схема.
Я порылся на eBay и все, что я нашел это полтинник Юпитер 8M с диафрагмой f/2, а также модели на 85 и 135 миллиметров. Больше ничего даже близко похожего мне найти не удалось. Олдскульных 24 мм и 35 мм нету, ну а полтинник имеет совершенно другую оптическую схему: 6 элементов в 3 группах на совковом и 14 элементов в 11 группах у Sirui.
Возможно, существовали какие-то еще кинообъективы Юпитер, но мне никакой информации о них найти не удалось.
На этом с историческими экскурсами заканчиваем, и давайте смотреть на объектив детальнее. Качество изготовления - отличное, с этим у Sirui никогда не было проблем. Объектив весит около 1 килограмма, имеет 11 лепестков диафрагмы, а угол вращения фокусировочного кольца составляет 200 градусов. Кольца управления диафрагмой и фокусом имеют стандартный в киноиндустрии шаг 0,8. Диаметр резьбы под светофильтр - 92 мм.
Ход кольца диафрагмы плавный, а вот кольцо фокусировки имеет нюансы. В одну сторону оно вращается с равномерным усилием, а вот в другую сторону при фокусировке в макроположении усилие на кольце возрастает. Возможно, не разработан еще, а может, это особенность конструкции. Это мое единственное замечание по механической части.
И да, здесь есть макро. Все 3 объектива в линейке могут фокусироваться на расстоянии 24 сантиметра. Напомню, что отсчет идет не от передней линзы объектива, а от матрицы. Кстати, возможно, вы замечали на кинокамерах вот такие торчащие непонятные штуки-дрюки. На фотоаппаратах их нет. Так вот, они расположены строго на оси матрицы и нужны для того, чтобы цепляться за них рулеткой для измерения расстояния до снимаемого объекта.
Так вот, возвращаясь к макро - это очень полезная штука и далеко не все, более дорогие кинообъективы, способны фокусироваться на таком коротком расстоянии.
Объектив доступен с двумя байонетами: EF и PL. У меня на обзоре EF байонет и бОльшая часть кадров снята на Sony FX6 с использованием фирменного адаптера Sirui. Также вы увидите несколько кадров, снятых на Canon C70 со спидбустером и без него.
Также хочу вам напомнить, что у себя на сайте я сделал раздел, в котором вы сможете скачать исходники с разных камер, на которые я снимаю. Это RAW видео с камер Blackmagic, RED, CANON, видео в S-Log3 с камер Sony и так далее. Раздел постоянно пополняется, так что заглядывайте периодически. Сервис будет полезен тем, кто хочет, например, понять рабочий процесс покраски RAW или узнать, будет ли тормозить на его компьютере видео в разрешении 8K. Кстати, с недавнего времени я закидываю в этот раздел кадры с анаморфных объективов.
Теперь самое время поговорить о дыхании фокуса. Это эффект изменения крупности изображения при перефокусировке. На фотообъективах он выражен очень сильно, а вот кинообъективы разрабатывают таким образом, чтобы свести это явление к минимуму.
На Jupiter 35mm с дыханием фокуса дела обстоят просто отлично: оно минимально как для объектива с такой ценой. Чтобы вам было нагляднее, я сделал съемки на тестовой карте. Опять же мы видим, что в диапазоне фокусных расстояний от 80 см до бесконечности дыхание фокуса очень маленькое. Также по карте мы можем оценить дисторсию. Умеренная бочкообразная, ничего критичного.
С техническими характеристиками разобрались, настало время поговорить о качестве самого изображения. Сюда же отнесем пластичность, характер, мягкость, винтажность, настроение и еще с десяток характеристик, о которых любят подискутировать настоящие профессионалы.
По детализации у нас все просто замечательно. Сама Sirui заявляет, что объективы этой линейки годятся для съемки видео в разрешении 8K. Технически, картинка действительно отличная. Виньетка заметна на T2 и 2.8 и пропадает на T4. Аберрации минимальные, но есть и одно но.
Это сильные засветки. Объектив существенно теряет контраст, поэтому его вы сможете использовать только с компендиумом и верхней шторкой. С учетом того, что диаметр передней линзы и так подразумевает использование компендиума, то это не проблема. Но если вы хотели его использовать «голым», например, на Sony FX6 или другой камере со встроенными ND фильтрами, то об этом забудьте. Ну и для съемки высококонрастных сцен от также не подойдет. Все-таки пелена достаточно сильная. А вот форма и характер самих бликов достаточно приятные.
Какие можно сделать выводы по этому объективу? Во-первых, нужно понимать, что приобретая кинооптику вы, скорее всего, приобретаете сет. Чтобы все ваши стекла были одинаковы по цветопередаче, общему характеру изображения и чтобы их физические габариты были схожи. Так что рассматривать один объектив как сферического коня в вакууме достаточно сложно. Если в двух словах: отличный объектив, но плохо держит засветки. В чем именно тут загвоздка - я не могу знать. Оптическая схема у объектива серьезная, может нужно какие-то другие слои покрытия на линзы, тут я вам не подскажу.
Объектив дает приятную картинку, бокешка хорошая. Интересно было бы еще посмотреть как ведут себя 24 мм и 50 мм, если окажутся у меня в руках - обязательно сниму обзор.